пятница, 26 ноября 2010 г.

14 ноября - КУЗЬМА И ДЕМЬЯН

КУЗЬМА И ДЕМЬЯН, КУЗМИНКИ ОСЕННИЕ, КУРЯЧИЙ ПРАЗДНИК
С этого дня начинаются морозы. Об этом морозе есть поговорка: «Козьма и Дамиан с гвоздем», «Закует Кузьма-Демьян — до весны красной не расковать».


Народ русский считал Козьму и Дамиана не только лучшими помощниками в болезнях, но и Божиими кузнецами. Мастера кузнечных дел почитали их своими благодетелями и покровителями, а потому большим грехом было работать в этот день в кузнях. По народным представлениям, святые эти сами занимаются кузнечным делом, куют плуги и раздают их людям для возделывания земли. В народных загадках кованую железную цепь называют Кузьмой: «Узловат Кузьма, развязать нельзя». Как Божьим кузнецам Косме и Дамиану народная фантазия «приписывает» ношение одного из важнейших кузнечных орудий — молота, — которым они куют супружеские цепи, то есть заключают брачные союзы. Так, например, в одной старинной песне поется:
О святый Кузьма-Демьян,
Приходи на свадьбу К HCLAI
С своим святым кузлом (молотом),
И скуй ты нам свадебку
Крепко, крепко-накрепко.


В этот день справляли курьи именины. Этот старый обычай известен был в Москве. Там, в Толмачевском переулке, за Москвой-рекой, женщины собирались вокруг церкви Козьмы и Дамиана с курами. Усердные старушки после обедни служили молебны. Богатые люди рассылали кур в подарки родным. В селах женщины приходили с курами на боярский двор и с челобитьем подносили их своей боярыне «на красное житье». Боярыня отдаривала крестьянок лентами на убрусник. Такие «челобитные куры» содержались в почете: их кормили овсом и ячменем и никогда не убивали. Яйца, сносимые ими, считались целебными: ими кормили больных, страждущих желчной болезнью.
В Ярославской губернии в этот день в деревнях убивали кочета в овинах. Старший в доме выбирал петуха и сам отрубал ему голову топором. Ноги кочетиные бросалит на избы для того, чтобы водились куры. Самого путеха варили на обед.


С Кузьмы и Демьяна, которые считались покровителями всех рукоделий, женщины садились за зимнюю пряжу и, обращаясь к святым, просили помочь им не отстать в работе от тех, кто начал прясть раньше: «Батюшка Кузьма-Демьян! Сравняй меня, позднюю, с ранними».
Кузьминки были еще и девичьим праздником. В этот день девушки собирались вместе и готовили стол, а вечером приглашали в гости холостых парней. Обязательным блюдом была каша. Кузьминки продолжались «до света», а потом парни, расправившись с угощением, отправлялись воровать чужих кур. К кражам такого рода крестьяне относились снисходительно, потому что они сулили им много кур на будущий год.


В некоторых местностях существовал обычай, по которому девушка на выданье готовила для семьи разные кушанья из курятины и угощала всех приходящих в дом. В качество «почетного» угощения на такой стол подавалась куриная лапша.
В некоторых деревнях варили козьмодемьянское пиво для честных гостей.


В Ярославской губернии «разбирались» на Кузьминки с дворовым —
домовым, присматривающим за домашним скотом. Если в чьем дворе заводился лихой дворовый, любящий похулиганить, то хозяин брал помело, садился на лошадь, которую не любит дворовой, ездил на ней по двору, махал метлой и кричал: «Батюшка дворовой! Не разори двор и не погуби животину». После этого обряда дворовый должен успокоиться. Иногда помело обмакивали в деготь с намерением отметить на лысине дворового зазубрину. С этой зазубриной будто бы лихой домовой сбегал с двора.
На Кузьму и Дамьяна курячьи именины, куриная смерть.
На Козьмодемьяна курицу — на стол, цыпленка — попу.
Если Кузьма и Демьян с мостом, то Никола с гвоздем, а то и сам с гвоздем (начало зимы).
Коли Кузьма и Демьян закует, то Михаил (8 ноября старого стиля) раскует (оттепели).
На Кузьму и Демьяна лист на дереве — через год мороз.
Если на Козьмодемьяна лист остается на дереве, то на другой год будет мор.


Кузьминки — об осени поминки.
Кузьма-Демьян — кузнец, кует лед на земле и на воде.

Комментариев нет:

Отправить комментарий