суббота, 10 апреля 2010 г.

Красная горка
















Первое воскресенье после Пасхи, последний день пасхальной недели.
Красная горка — один из народных праздников красной весны, с него начинались хороводные игры на горах и долинах, играются свадьбы на Красную горку.

Из истории. Давным-давно русские славяне не имели храмов и отправляли богослужебные обряды на открытых местах, поэтому холмы и горы заменяли у них капища(Капище — языческий храм.) и требища(Требище — жертвенник, место принесения жертв Богу). В России встречается много старинных мест под названием красных гор, горок, холмов.

В славянских наречиях слово “красный” употребляется в значении “красивый, цветущий, веселый, отрадный”, в отличие от чермного, червонного, алого, багряного цвета.

Сама весна и лето именуются красными, потому что погода ясная, а природа является во всей красе.

Красная горка — значит красивая по местоположению и увеселительная по играм. Во многих местах горки или пригорки, на которых собирался народ весной, называли красными горками.

По народному календарю. В этот день все девушки и молодые бабы, запасшись съестными припасами, собирались на каком-нибудь излюбленном месте деревенской улицы и пели песни-веснянки (“закликали”, или “заигрывали”, весну), водили хороводы и устраивали разнообразные игры и пляски.

Красная горка считалась девичьим праздником, и так как в этот день происходили свадьбы и шло усиленное сватовство, то на игры приходили все девушки до единой. Считалось даже дурной приметой, если какой-нибудь парень или девушка просидят на Красную горку дома: такой парень или совсем не найдет себе невесты, или возьмет рябую, уродину; а девушка или совсем не выйдет замуж, или выйдет за какого-нибудь последнего мужичонку-замухрышку. И оба они, и парень, и девушка, непременно умрут вскоре же после свадьбы.

В Спасске девушки и женщины в траурном платье (черном и белом) шли после обедни на кладбище с разным кушаньем и питьем кланяться покойным родственникам. Плакали, причитая, катали яйца на их могилах, а потом ели и пили, выливая остатки вина на могилы. Позже, переодевшись дома в праздничное платье, шли играть на красную горку.

В некоторых селах Владимирской губернии Фомино воскресенье сопровождалось особыми ритуальными обрядами. После обедни где-нибудь на открытом месте деревенской улицы собирались бабы, а в некотором отдалении от них становились все молодые парочки и начинали подзывать баб к себе. В ответ на этот зов бабы начинали петь

песни и медленно подходить к “новоженям”, которые и давали им по куску пирога и по одному яйцу.

Красная горка в северном Поволжье называлась кликушным воскресеньем, так как в этот день односельчане ходили к домам молодоженов — окликали молодых, которые за пение выносили по яйцу и по стопочке.

В Пензенской губернии на Красную горку устраивалось “опахивание села”. В глухую полночь все деревенские женщины шли с песнями за околицу, где дожидались их три молодые бабы с сохой и три старухи с иконой Казанской Божьей Матери. Здесь девушки расплетали свои косы, а бабы снимали головные платки, и начиналось шествие. Несколько баб садились на доски, положенные поверх сохи, несколько девок брались сзади за соху, чтобы ее придерживать, а остальные, взявшись за привязанные веревки, тащили соху таким образом, чтобы обвести бороздой все село и на перекрестках сделать сохой крест. Перед процессией шли старухи с иконой и молились, чтобы село не постигли какие-либо бедствия и напасти и чтобы эти напасти останавливались за бороздой и не смели ее переступать. Парни присоединялись позже, когда женщины, сделав круг около села и возвратившись на прежнее место, устраивали пирушку. Эта пирушка продолжалась до третьих петухов (примерно до трех часов утра), а затем все расходились по домам, так как гулять после петухов считалось грешно.

В Калужской губернии в это воскресенье встречали весну. Соломенное чучело, укрепленное на длинном шесте, ставили на горке;

вокруг него собирались женщины и мужчины. После песен садились вокруг горки, угощали друг друга яичницами. Вечером сжигали чучело с песнями и плясками.

Из хороводных игр Красной горки было известно во всей России сеяние проса. На игрище собирались под вечерок красные девицы и добрые молодцы на луг или на улицу. Сначала отдельно девушки и отдельно юноши, потом соединялись в одну компанию. Появлялась так называемая хороводнина, или всеобщая кума, и запевала:

Как на улице дожжик накрапывает, Хоровод красных девок прибывает. Ох, вы, девушки, поиграйте! Уж вы, холостые, не глядите! Вам гляденьицем девушек не взяти, Уж как взять ли, не взять ли по любви, Что по батюшкину повеленью, По матушкину благословенью.

Играющие расходились на две стороны, одна против другой; хороводнина стояла впереди первой половины.

1 половина: А мы просо сеяли. Ой, Дид-Ладо, сеяли.

2 половина: А мы просо вытопчем. Ой, Дид-Ладо, вытопчем. 1: А чем же вам вытоптать? Ой, Дид-Ладо, вытоптать? 2: А мы коней выпустим. Ой, Дид-Ладо, выпустим. 1: А мы коней переймем. Ой, Дид-Ладо, переймем. 2: А чем же вам перенять? Ой, Дид-Ладо, перенять? 1: Шелковым мы поводом. Ой, Дид-Ладо, поводом. 2: А мы коней выкупим. Ой, Дид-Ладо, выкупим. 1: А чем же вам выкупить? Ой, Дид-Ладо, выкупить? 2: А мы дадим сто рублей. Ой, Дид-Ладо, сто рублей. 1: Не надо нам тысячи. Ой, Дид-Ладо, тысячи. 2: А что же вам надобно? Ой, Дид-Ладо, надобно. 1: Нам надобно девицу. Ой, Дид-Ладо, девицу. В это время из второй половины переходит девушка в первую. 2: Нашего полку убыло. Ой, Дид-Ладо, убыло. 1: Нашего полку прибыло. Ой, Дид-Ладо, прибыло. Песню начинали петь снова, продолжая до тех пор, пока все девушки из второй половины не перейдут в первую.

Комментариев нет:

Отправить комментарий